«Белые ночи почтальона Тряпицина» — попытка очередного либерального пасквиля на «русскую» действительность

Во время просмотра фильма Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» о «безрадостной и тяжелой жизни» сельского провинциала из глубинки не покидало ощущение того, что манера изображения «действительности» буквально списана с очерков об Америке 60-х — 70-х годов. Тогда это был «Нью-Йорк — город контрастов». На фоне дорогих небоскребов обязательно фигурировали бомжи и мусорные свалки, которые должны были убедить советского человека, как в действительности живут «простые американцы». В фильме Кончаловского точно так же присутствуют несколько вечно пьяных маргиналов, которых, кстати, можно найти в любой стране и все они будут со своим колоритом, присущим той местности, но здесь они призваны изобразить именно «русскую глубинку» и «русский народ» «как они есть, без прикрас». В качестве контрастного фона используются «эти огромные и страшные русские ракеты», которые чудесным образом периодически взлетают на горизонте. Это происходит среди прекрасных русских пейзажей, служащих дополнительным контрастом к надуманным сценам пьяных попоек довольно смешанной публики с женской половиной, напоминающей московскую либеральную общественность, которая, видимо, приехала в деревню отдохнуть и оторваться по полной с местными мужиками, по всей вероятности, вспоминая и заливая водкой свои последние неудачи в политической активности. Вся эта показная вакханалия, естественно, заканчивается дракой в духе той же московской либерально-болотной общественности, полагающей, что весь мир — майдан и покой нам только снится. Но зрителя пытаются убедить, что это типичная деревенская драка, которыми местные жители развлекаются чуть не каждый день. Хотя, учитывая тот факт, что в этой деревне и всего-то осталось полтора мужика, то такую радость им могут доставить только приезжие «интеллигенты». А если эти интеллигенты еще и режиссеры, которые всегда готовы напоить недорогой водочкой, чтобы тут же снять почти даровые кадры деревенской вакханалии, то местное население, конечно, вегда не прочь им в этом подыграть, — за ваши деньги и уважение, господа, можем изобразить любую гадость и небылицу, которая только может прийти в вашу замороченную заезженными шаблонами голову.

Интересно, а где же здесь обещанная прекрасная русская душа и настоящие русские характеры, которые действительно присутствовали в фильмах Шукшина и которые абсолютно отсутствуют в этом произведении городского либерала Кончаловского, знакомого с русской деревней только по дачным поездкам, лубочным картинкам и избитым штампам, возникающим в сознании философствующего европеизированного барина. Тем более, что главной целью этого барина является не прославление русского характера, но вещь противоположная, а именно, —  неистребимое желание  заслужить очередную похвалу со стороны европейской критики в виде какого-нибудь «льва» или еще чего-то в этом роде, пусть для этого потребуется облить грязью что-нибудь русское и отечественное… А чтобы на родине не возмущались, там можно изобразить, что мы против этих самых западных похвал, мы якобы за бедный и непризнанный талант и справедливость. А русскому зрителю мы прямым текстом скажем, что этот фильм буквально пронизан любовью к русскому народу… И многие этому поверят, — а какое право они имеют не поверить мэтру? И вообще, что они понимают, эти простолюдины, в настоящей профессиональной режиссуре? И какое право они имеют что-то там еще говорить нам, гениям, каждый чих которых достоин награды, не говоря уже о грязи под ногтями, которую нужно собирать и продавать миллиграммами по огромной цене для преданных фанатов.

Главных «героев», призванных изобразить этот самый «русский народ как он есть» в основном два — это сам Тряпицын (который типа не пьет и поэтому типа положительный) и вечно пьяный «Колобок», если не считать подозрительных лиц в эпизодах (ну а как же иначе изображать Россию без «пьяный медведь с балалайка и баба-матрьошка»). Причем, по своей сути, это один и тот же герой, очень любимый Михалковыми — этакий услужливый юродивый холопчик, который за данную ему копеечку и купленную на нее водочку будет изображать для благодетеля-барина не то, что есть на самом деле, а все, что они пожелают-с. В реальной России таких персонажей очень мало и сохранились они, пожалуй, только в самой дикой глубинке, хотя присутствуют и в городах в качестве бомжей и церковных побирушек. А вот либеральный городской зритель, который современную деревню знает только по редким набегам на дачу с необходимыми возлияниями спиртного и прочими атрибутами отдыха на лоне природы думает, что вся деревня такова и живут там одни «колобки» с «тряпицыными», а нормальных людей нет совсем.

И какой же посыл, или точнее «мессидж», пытается всучить нам мэтр Кончаловский, изображая горстку маргиналов на фоне старой разрушенной советской школы, где «бэкграундом» звучат советские горны и барабаны, а также взлетают советские ракеты? Ну конечно же! А что может быть нового? Это все «коммуняки» виноваты, которые, вместо того, чтобы кормить народ, делают эти ужасные ракеты, хотя элементарный логический анализ говорит о том, что «коммуняки» как раз эту школу построили, а развалили ее либеральные торгаши и банкиры, которые, вместо того, чтобы субсидировать и развивать свое сельское хозяйство, стали закупать готовую и дешевую химическую сельхозродукцию в Европе, плюс естественные процессы по переселению сельского населения в города, которые имеют место во всем мире.

Предвижу другой контраргумент — но, простите, Кончаловскому дали премию за режиссуру, а не за какие-то там «мессиджи». А вот это еще большой вопрос, — что больше понравилось западным критикам в фильме, — богатое внутреннее содержание, или внешнее «безобразие» этой загадочной «русской души». Тем более, что странные вещи иногда происходят в нашем загадочном мире, когда Обаме дают Нобелевскую премию мира за режиссуру политики, хотя мирный сценарий у него явно не получился. И зачем вообще снимаются фильмы? Чтобы получить очередного «льва» за режиссуру, или для чего-то еще?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.